— Мама, купи шоколадку!
— Нет.
— Ну купи!
— Я сказала, нет.
Ребенок надул губки и дальше поплелся за мамой вдоль магазинных полок. Но шоколадку-то хочется. Озорной блеск в глазах, чуть заметная улыбка, резкое движение руки и — шоколадка во рту. Не важно, что жевать пришлось прямо с оберткой. Главное, просить больше не придется — мама заплатила за покусанную шоколадку.
Эту забавную историю мне рассказал охранник магазина «Сезон» Сергей Григоров. Он пришел работать в магазин после того, как закончл специальную школу охранников.
Магазины самообслуживания стали появляться в Архангельске не так давно. Это сейчас мы можем близко рассмотреть товар, пощупать, погладить, а раньше щурили глаза, чтобы увидеть цену. А продавщицы раздраженно отвечали на бесконечные вопросы покупателей и наматывали километры за прилавком.
На дверях большинства магазинов самообслуживания висит короткое объявление: «В зале работают камеры слежения». В «Сезоне», который улице Р. Люксембург, всего одна, да и та при входе. Спрашивается, зачем, ведь она не может проследить за всем, что происходит в торговом зале.
Оказывается, камеры исключительно для запугивания покупателей. Изображение на экране такое мелкое, что заметить что-либо очень трудно. Но сам факт «слежения», по мнению службы охраны, должен действовать устрашающе.
Камеру дополняет молодой, высокий, широкоплечий охранник в форме, который дежурит возле полок. На ремне у него жутковато позвякивают наручники. Сергею Григорову, например, их еще ни разу не доводилось применять. Но таков порядок — нужно иметь при себе.
Свой устрашающий вид охранники порой сами и разрушают. В воскресенье в «Петровском» я увидела двух молодых «секьюрити», которые азартно пытались достать из игрового автомата мягкую игрушку. Наблюдать за ними было весело. Покупатели понимающе улыбались — ребята устали, отдыхают.
Вообще, отношение к охранникам у людей разное. Кто-то доволен тишиной и спокойствием в магазине, уверенностью, что не только магазинный товар, но и их кошелек в сохранности. Девушки нередко приходят в магазин, чтобы пококетничать с молодыми, обычно весьма симпатичными парнями. На моих глазах две юные особы, покачивая бедрами, просили охранника помочь открыть холодильник с мороженым.
Ну а кто-то начинает смущаться, когда ощущает на себе пристальный, изучающий взгляд грозного стража.
Но даже такие «угрозы» магазина, как камера и охранники, — не препятствие для краж. Сергей Григоров так прямо и сказал: «У нас народ воровской. За ним нужен глаз да глаз».
Конечно, за каждым покупателем не уследить. Это ж какой зоркий глаз нажно иметь! В небольшом магазине работает всего один охранник. А вечером и в выходные посетителей одновременно может быть около 50. Не удивительно, что кражи случаются до трех раз в день. Задерживать удается только одного из семи воришек.
Пока я разговаривала с Сергеем, прошло 30-40 минут. Не исключено, что за это время что-то успели стащить.
Магазины специально выделяют энную сумму на такие вот неожиданные расходы, выражаясь деликатно, «на забывчивость покупателя».
Молочные продукты, булочки, чай, кофе воруют обычно люди пожилые. И это не означает, что они не могут заплатить. Дети и молодежь стараются умыкнуть конфеты и спиртное. Например, на днях двое парней «незаметно» запихали пару бутылок пива в карманы курток. Чтобы не вызывать подозрений, ребята придумали купить пирожок за три рубля. Но охранник наблюдал за каждым их движением. В итоге — пиво возвращено, пацаны ушли ни с чем.
Даже если охранник и заметил мелкую кражу, единственное, что он может сделать, — пристыдить: разве так можно, ай-ай- ай. Если сумма украденного превышает 300 рублей, тогда нарушител передается в руки милиции. А она обязательно «придумает» наказание.
Источник «Правда Севера» (Архангельск)
Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.