Февраль когда-то в Древней Руси был последним, двенадцатым месяцем, завершающим год. Февраль вступает в свои права и наряду с заморозками приносит много различных природных проявлений. Зимние проявления стихийных сил природы часто выражаются снежными заносами в итоге снегопадов и метелей.
Сильный снегопад.
Наша справка; сильный снегопад (ГОСТ Р 22.0.03-95) — это продолжительное интенсивное выпадение снега из облаков, приводящее к значительному снижению видимости и затруднению движения транспорта. В зимнее время циклоны вызывают интенсивные снегопады и метели. Интенсивные снегопады парализуют транспорт, вызывают повреждения деревьев, линий электропередач, зданий (из-за груза снега), сход снежных лавин в горах и т.д. При выпадении снега в обычно бесснежных районах или в теплое время года наносится значительный ущерб также сельскому хозяйству. Метели создают снегозаносы, парализующие хозяйственную деятельность.
Снегопады, длительность которых быть может от 16 до 24 ч, оказывают сильное воздействие на хозяйственную деятельность заказчика охранных услуг, в особенности в сельской местности. Появляются сложности в процессе смены постов охраны, передвижения подвижных групп, групп быстрого реагирования и задержания правонарушителей, нарушаются традиционные системы связи и оповещения. Отрицательное влияние этого явления утяжеляется метелями (пургой, снежными буранами), при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение как внутригородское, так и междугородное. Выпадение снега с дождиком при пониженной температуре и ураганном ветре создает условия для обледенения линий электропередач, связи, контактных сетей электротранспорта, также кровли с построек, различного рода опор и конструкций, что часто вызывает их разрушения.
Сильная метель.
Наша справка; сильная метель (ГОСТ Р 22.0.03-95) — это перенос снега над поверхностью земли сильным ветром, возможно, с выпадением снега, приводящий к ухудшению видимости и заносу транспортных магистралей. Слабые и обычные метели длятся до нескольких суток, более сильные — до нескольких часов. Метель, вьюга, буран, пурга — все эти понятия относятся к одному и тому же явлению природы. Слово «буран» тюркского происхождения. Так обычно называют метель жители заволжских степей и азиатской части России. В северных районах чаще используется термин «пурга». И буран, и пурга — это особо сильные метели. У метели коварный нрав — она начинается внезапно и очень быстро набирает силу.
Метели классифицируются как слабые и обычные, если скорость ветра не превышает 20 м/с, при скорости ветра 20-30 м/с их относят к сильным, при большей скорости — к очень сильным и сверхсильным (это уже штормы и ураганы). При сильной метели рыхлый снег поднимается и переносится ветром при скорости 6-8 м/с и более. При низкой скорости ветра над поверхностью снега появляются тонкие, почти прозрачные, непрерывно меняющиеся снежные струйки. Они струятся над самой поверхностью снежного покрова до высоты 20-30 см. Это поземка — самая слабая метель. При скорости ветра 15-20 м/с снег поднимается до высоты в несколько метров — начинается низовая метель. При сильных низовых метелях, когда скорость ветра превышает 20 м/с, снежные массы поднимаются в воздух до высоты в несколько десятков метров — это верховая метель. Характерно, что низовые метели происходят и в отсутствие снегопада.
С объявлением штормового предупреждения – предупреждения о вероятных снежных заносах – нужно ограничить передвижение, в особенности в сельской местности, создать на постах и в караульных помещениях нужный запас продовольствия, воды и топлива. Если на объекте используются сторожевые собаки, необходимо позаботиться и о их пище и тепле в вольерах. Нередко животных переводят в караульное помещение в тамбур или специальную комнату. В отдельных районах с пришествием зимнего периода по периметру охраняемого объекта, между строениями, домами, нужно натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться как работникам предприятия так и сотрудникам охраны и преодолевать мощный ветер.
Особую опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути далеко от населенного пункта или жилища человека. Подобное может произойти с подвижными постами при охране трубопроводов, других магистральных объектов. Занесенные снегом дороги, утрата видимости вызывает нарушение ориентирования на местности, сбивает с маршрута движения.
При следовании на снегоходе или ином средстве передвижения не следует пробовать преодолеть снежные заносы, нужно остановиться, вполне закрыть жалюзи машинки, укрыть движок со стороны радиатора. Если есть возможность, транспортное средство необходимо установить движком в наветренную сторону. Временами нужно выходить из кабины, разгребать снег, чтоб не оказаться погребенным под ним. Не считая того, не занесенный снегом автомобиль – неплохой ориентир для поисковой группы. Двигатель транспортного средства нужно периодически прогревать во избежание его «размораживания». При прогревании двигателя принципиально не допустить затекания в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с данной целью необходимо смотреть, чтоб выхлопная труба не заваливалась снегом.
Если в пути совместно окажется несколько человек (на нескольких транспортных средствах), целесообразно собраться всем совместно и применять один салон (кабину) в качестве убежища; из двигателей других транспортных средств нужно слить воду. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие – кабину транспортного средства: в мощный снегопад (пургу) ориентиры, казалось бы надежные с первого взора, через несколько 10-ов метров могут быть потеряны.
Экстремально низкие температуры воздуха.
Морозные опасные явления. В летописях часто упоминаются чрезвычайные ситуации, связанные с сильными морозами, заморозками в вегетационный период и вы¬мерзанием посевов. Так, в Калужской области в ноябре 1850 г. в результате мороза и сильной метели, продолжавшейся 1-2 дня, на дороге погибло более 300 человек. Экстремальные морозы в умеренном поясе обычно устанавливаются при антициклональной погоде, причем различие температур на возвышенностях (теплее) и в котловинах может составлять на 5-6°С на западе Русской рав¬нины и до 15-17°С в горах Якутии.
Морозы парализуют жизнь городов, губительно воздействуют на посе¬вы, увеличивают вероятность технических аварий. При температурах ниже -30°С существенно снижается прочность металлических и пластмассовых деталей и конструкций. Существует «критическая температура» окружающей среды. Это верхний и нижний пределы диапазона значений температуры, составляющих так называемую зону комфорта. При этом сохраняется оптимальный тепловой баланс человеческого тела. За пределами критических значений человек ощущает дискомфорт. Среднее значение зоны комфорта составляет 21-24°С, нижний предел: -18°С, верхний: 27°С. Значения температур зоны комфорта могут изменяться в зависимости от влажности и скорости ветра. Какую же минимальную температуру воздуха может выдержать человек? Это зависит от состояния здоровья и одежды, но главное — от скорости ветра.
В Якутии люди часами находятся на морозе при температуре воздуха ниже -50°С, но при этом они соответствующим образом одеты. Кроме того, в условиях центральной части зимнего сибирского антициклона обычно наблюдается безветрие. В Антарктиде зимовщикам континентальных станций также довольно длительное время приходится бывать вне помещений, но там сильные морозы нередко сопровождаются сильным ветром. Поэтому кроме теплой одежды люди закрывают лицо маской.
Минималь¬ная температура воздуха, при которой люди бывали на воздухе, составляет около -89°С. Температура кожи человека на 2-5°С ниже, чем температура внутри тела, и находится в пределах 31-35°С. При длительном охлаждении температура кожи становится ниже 29°С, и появляется дрожь. При понижении температуры ниже 27°С у большинства людей наступает кома. Смерть обычно наступает при понижении температуры кожи до 21°С.
Среднегодовой мировой ущерб от экстремально низких температур и снегопадов занимает 5-е место после ущерба от ураганов, наводнений, землетрясений и засух. При организации охраны объектов различной сложности необходимо обеспечить работников охранных организаций специальной одеждой, минимизировать (в зависимости от температуры наружного воздуха) время нахождения сотрудников на внешних постах и маршрутах движения. Обеспечить помещения охраны надежными средствами отопления и освещения. Создать комфортные условия для приема пищи и решения санитарно-бытовых вопросов.
В зимнее время, помимо снегопадов и морозов, отмечаются такие негативные явления, как: гололед и гололедица.
Гололед и гололедица.
Наша справка; Гололед (ГОСТ Р 22.0.03-95) — это слой плотного льда на земной поверхности и на предметах в результате намерзания капель переохлажденно¬го дождя, мороси или обильного тумана, а также при конденсации пара. Возникает при температуре от 0° до -15’С. Осадки выпадают в виде переохлажденных капель, но при соприкосновении с поверхностью или предметами они замерзают, покрывая ее ледяным слоем.
Причины их возникновения могут быть различными. Синоптик Прокофьева пишет: «Гололедица представляет собой тонкий слой льда на земной поверхности, образовавшийся после оттепели и дождя в результате наступления похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, дождя и мороси от соприкосновения с сильно охлажденной поверхностью». Согласно синоптикам, гололедица — это лед на горизонтальных поверхностях, т.е. на земле и дорогах, а гололед — это лед везде: на проводах и на ветках деревьев. Совершенно точно употребил в своем шуточном стихотворении слово «гололедица» поэт В. Берестов:
«Не идется и не едется, потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется?»
Такие ситуации опасны для подвижных постов и групп патрулирующих на различных транспортных средствах.
Типичной ситуацией для возникновения гололеда является приход зимой после сильных морозов относительно теплого и влажного воздуха, имеющего чаще всего температуру от 0° до -3°С.
Налипание мокрого снега (снежные и ледяные корки), наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре от +1 до -3°С и скорости ветра 10-20 м/с. Диаметр отложений снега достигает 20 см. вес 2-4 кг на I м плюс ветровая нагрузка. Опасность гололеда резко возрастает при усилении ветра. Это приводит к обрыву проводов электропередач. Самый сильный гололед в Новгороде отмечался весной 1959 г., он вызвал массовые повреждения линий связи и электропередач, в результате чего на некоторых направлениях связь с Новгородом была полностью прервана. На Северном Кавказе в январе 1970 г. на проводах образовался лед весом 4-8 кг/м и диаметром отложений 150 мм, в результате разрушились многие линии электропередач и связи. Покрытие ледяной коркой поверхности мостовых и тротуаров при гололеде становится причиной многочисленных травм, а также аварий автомобильного транспорта. На полотне автодорог образуется накат, парализующий движение, как гололед. Так, в феврале 1984 г. в Ставрополье гололед с ве¬тром парализовал автодороги и вызвал аварию на 175 высоковольтных ли¬ниях (на 4 суток). При гололедице в Москве количество авто аварий увеличивается в 3 раза.
Как охраннику подготовится к работе в условиях гололеда. Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Подготовьте малоскользящую обувь, прикрепите на каблуки металлические набойки или поролон, а на сухую подошву наклейте лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой). Передвигайтесь осторожно, не торопясь, наступая на всю подошву. При этом ноги должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю. Гололед зачастую сопровождается обледенением. В этом случае особое внимание обращайте на провода линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если Вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.
В горных районах после мощных снегопадов возрастет опасность схода снежных лавин. Об этом население извещается разными предупредительными сигналами, устанавливаемыми в местах возможного схода снежных лавин и вероятных снежных обвалов. Не следует пренебрегать этими предупреждениями, нужно строго делать их советы.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ТРАВМЫ?
Обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи. Оформите бюллетень или справку о травме, которые могут быть использованы Вами при обращении в суд по месту жительства или по месту получения травмы с исковым заявлением о возмещении ущерба.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ
В отапливаемом помещении согрейте обмороженную часть тела, растирев сухой мягкой тканью, затем поместите ее в теплую воду и постепенно доведите температуру воды до 40-45 градусов. Если боль проходит и чувствительность восстанавливается, то вытрите руку (ногу) насухо, наденьте носки (перчатки) и, по возможности, обратитесь к хирургу.
Руководителям охранных организаций следует еще раз проверить подготовку помещений и сотрудников охраны к выполнению договорных обязанностей в сложных условиях зимы.
Источник: globalitv.ru Автор: Виталий Кукушкин Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.
Сегодняшние морозы под 30 всех прижмут. Может по ночам молодёж меньше будет шляться.А то у нас, всю ночь ходят. Кто за пивом, кто за водкой, и все норовят напакастить. Бывает бомжи приходят погреться. Стоят в тамбуре, где работает обогреватель (отсекатель воздуха), прижмуться к батарее, и греются.Да и малолетки, тоже, купят пиво, и стоят….матерятся….ругаются….кричат.
Одним словом, в такие морозы ночь спокойной не бывает.То одно…то другое.
Мне кажется что нашу молодёж морозами не напугаешь, они с улиц просто переберутся в подъезды!!! Не понимаю как им в минус 24 хочеться идти по улице и пить пиво, бутылка к губам не примерзает?! У меня в такой мороз одна мысль как добраться с работы до дома! =-O