Ведёт программу «Особое мнение» Игорь Гмыза.
Возможно, в скором времени на аэропортах и на вокзалах, а также на эстрадных концертах и футбольных матчах за безопасность граждан будут отвечать не МВД, не полиция, а частные охранные предприятия. Во что это может вылиться? Готовы ли сами частные охранные предприятия взять на себя функции полиции?
Гостья в студии – председатель Совета директоров охранного холдинга «Бастион» Елена Георгиевна Андреева.
Елена Андреева является одним из первопроходцев в охранном бизнесе в России. Она в системе предоставления охранных услуг уже работает 18 лет. Если сравнивать сегодняшний день с тем, когда всё начиналось, когда было проще работать?
По словам гостьи в студии, изначально охранный бизнес в России создавался как элитный сектор экономики общества. В охранные структуры приходили инженеры, которые потеряли работу, высокопрофессиональные военные, знающие по четыре языка и обладающие исключительными физическими способностями, чемпионы мира по боевым искусствам, чемпионы Европы, и эти люди имели возможность получать высокую заработную плату.
Сейчас люди встречают тех же охранников, но они представляют совершенно иной срез общества. Расценки в связи с развитием конкуренции резко упали. Сейчас средняя зарплата охранника на московском рынке – 20 тысяч рублей в месяц. А по России качество охранных услуг и расценки на них и того меньше. Конечно, у мужчин есть возможность искать более престижную и более оплачиваемую работу. Во многом с этой ситуацией связаны и те изменения, которые произошли в качестве предоставляемых услуг.
Учитывая всё это, как можно отнестись к идее передать частным охранным предприятиям часть функций полиции по охране правопорядка, в частности, на транспорте, о чём стали много говорить после теракта в аэропорту «Домодедово»?
Если исходить из мировой практики, подчеркнула Е. Андреева, то и в Америке, и в Израиле, и в скандинавских странах практически эти функции и большинство других функций, связанных с выполнением военными своих обязанностей, защитой государственности, участием в боевых действиях, несут на себе контрактники. Многие частные охранные предприятия также выполняют функции по обеспечению государственной безопасности. Люди работают в частных компаниях, а государство заключает контракты непосредственно с компаниями. Почему? Потому что именно в охранных предприятиях аккумулируется огромное количество бывших профессиональных военных, людей, которые получили профессиональное образование и которые, уже отслужив, отдав долг государству, готовы и дальше свои способности использовать на пользу государства. Конечно, таким ресурсом разбрасываться нецелесообразно.
Но очень важно и то, чтобы качество предоставляемых услуг, та безопасность, которая обеспечивается, были на очень высоком уровне. Потому что это касается не только гостьи в студии как предпринимателя, но и её как человека, который летает самолётах, ездит на поездах, дети которого тоже летают и ездят, и этот человек хочет быть уверенным в том, что с ним ничего не случится.
Каждый теракт, естественно, задевает и ранит любого, кто трудится в охранных структурах. Поэтому Е. Андреева очень обеспокоена тем, чтобы в эту систему в том состоянии, в котором существует система госзаказа, не попали те фирмы, которым на практике переданы под охрану больницы, школы, университеты. Потому что есть тендер, по которому госзаказ получает тот, кто предоставляет услугу дешевле. По факту получается, что при том уровне оплаты со стороны государства, когда час охраны в Москве равен 65 рублям, для выполнения госзаказа на охрану можно предоставить только работающего вахтовым методом человека, приезжающего из близлежащих областей, да и то далеко не центральных городов.
Зарплата охранника по государственному заказу составляет 8 тысяч рублей в месяц. Кто может в Москве работать и как прожить на такие деньги? При этом налоговая инспекция в Москве сразу начинает слать в бухгалтерию предприятия так называемые «письма счастья», если в ЧОПе средняя зарплата охранника оказывается меньше прожиточного минимума в Москве, а это уже свыше 10 тысяч рублей. Директора и бухгалтера вызываются в налоговую и у них активно интересуются, почему они не доплачивают этим людям.
При этом зачастую даже эти 8 тысяч из госденег охранное предприятие не в состоянии платить своим охранникам, даже если бы оно очень хотело участвовать в таком тендере. Получается: приходят три охранных предприятия, все с лицензией, какое-то ООО «Одуванчик» тоже может участвовать в тендере. Дало оно на рубль дешевле и выигрывает тендер. А в охрану набирает неизвестно кого. Как можно позволить себе, чтобы безопасность людей, особенно на транспорте, охраняли неизвестные люди из неизвестного охранного предприятия?
Естественно, должен быть высокий уровень оплаты и гарантия качества со стороны контролирующей системы (лицензирующих органов МВД) и профессионального сообщества. Словом, охраной на транспорте должны заниматься лишь те структуры, которые на рынке охранных услуг проработали хотя бы не менее пять лет и зарекомендовали себя должным образом.
Получается, что рынок вовсе не регулирует уровень цен и уровень стоимости услуг по охране? Кто демпингует?
По словам Е. Андреевой, рынок – это рынок. А демпингуют, естественно, коммерсанты. Допустим, кто-то из коммерсантов хочет получать охранную услугу. У него в области стройка, в открытом поле стоит строительная техника. Естественно, существует определённый уровень рентабельности. Этому коммерсанту не нужны высокопрофессиональные охранники. Ему нужно, чтобы можно было оставлять технику на ночь, чтобы в неё никто не сел и не уехал. Т работодателю все равно, кто у него будет стоять и охранять в поле. При этом если это будут действительно работающие вахтовым методом люди, которых устраивает низкая заработная плата, то пусть они получают её хотя больше, чем в своём регионе. Нельзя разного уровня задачи по охране ставить на одну доску.
Практика охраны аэропортов, вокзалов частными охранными предприятиями уже была в России. Похоже, что она существовала до 2004 года, когда произошли теракты на самолётах.
Е. Андреева заявила: очевидно, что в каждом аэропорту была своя служба безопасности. И, естественно, каждая коммерческая организация имела право создавать своё собственное частное охранное предприятие. Но, тем не менее, в стране в тот период была активно работающая транспортная милиция, которая основные функции по пресечению правонарушений и профилактике держала в своих руках. Естественно, частные охранники не занимались данными вопросами. Они занимались непосредственно текущим обеспечением правопорядка.
Сейчас же ставится задача принятия превентивных мер, сделать так, чтобы преступления не произошло, чтобы можно было контролировать конкретный транспортный узел или транспортный участок.
Окончание беседы с гостьей слушайте в аудиозаписи программы.
Аудиозапись беседы с Е. Андреевой в программе «Особое мнение» (2011/04/18 14:22)
Источник: www.radiorus.ru
Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.