Госнаркоконтроль предлагает изменить критерии оценки при проведении конкурсов на охрану школ. Об этом «Известиям» сообщил председатель рабочей группы по взаимодействию с ЧОПами при Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Сергей Дикий. в частности, по его словам, одним из обязательных критериев для отбора охранников должно стать официальное соглашение с ФСКН. «Компании, не заключившие соглашение, будут допущены к торгам, но не получат дополнительных баллов и существенно снизят свои шансы на заключение госконтракта», — сообщил Дикий, добавив, что столичный департамент образования на совместном заседании с сотрудниками Госнаркоконтроля уже поддержал эту инициативу, и новые требования могут быть введены уже к концу года.
По словам Дикого, теперь за каждым ЧОПом закрепят офицера ФСКН, которому охранник должен будет сообщать о подозрительных ситуациях в подшефных школах. Госнаркоконтроль уже раздал ЧОПовцам памятки о том, как распознать признаки употребления наркотиков у детей.
Бюджетных средств на подготовку охранников и на оплату их новых обязанностей выделять пока не планируется. «Сегодня раз в месяц с каждым сотрудником проводятся занятия по профессиональной подготовке. К этому можно добавить и курс по выявлению проблем с наркоманией», — пояснил Сергей Дикий. Он отметил, что охранники должны содействовать правоохранительным органам, а не «сидеть на стуле и читать газету», как это часто происходит сейчас. Также со временем ФСКН хочет подключить ЧОПовцев к выявлению наркоманов и дилеров в аптеках, больницах, увеселительных заведениях.
Хотя проблема наркомании в столичных школах вызывает панику у наркополицейских, официальные цифры не кажутся слишком большими. По данным московского управления ФСКН, в первой половине 2011 года за сбыт запрещенных веществ было задержано пять школьников. На самом деле данная статистика вскрывает только верхушку айсберга: как утверждают учителя, в реальности дело обстоит намного хуже. По словам социального педагога одной из московских школ, руководство учебных заведений просто не афиширует наличие школьников-наркоманов. Чаще всего дети попадаются на употреблении насвая — полунаркотической смеси, которая до сих пор не внесена в список запрещенных веществ, хотя и вызывает серьезную зависимость.
— Учителя ограничиваются формальными воспитательными беседами, поэтому у детей формируется неверное представление о вреде наркотиков, — подчеркнул педагог.
Директор центра образования № 109 заслуженный учитель России Евгений Ямбург выразил сомнение, что из предложения о сотрудничестве охранников и наркополицейских выйдет толк.
— Для того чтобы помогать ФСКН, нужны специальные навыки, высокое качество работы, а ЧОПовцев, которые сегодня охраняют школы, профессионалами можно назвать лишь с большой натяжкой, — пояснил он.
По словам Ямбурга, зарплаты школьным охранникам платит департамент образования. Их оклады не превышают 8–10 тыс. рублей. На эти деньги в школы идут в основном пенсионеры. Они скорее напоминают сторожей советского типа, а не профессиональных охранников.
— О каком выявлении наркодилеров в этом случае можно говорить? Для этого зарплата ЧОПовцев должна быть хотя бы в три раза выше, — заметил Евгений Ямбург.
По мнению экспертов, идея привлечь ЧОПовцев к выявлению проблем с наркотиками в столичных школах даст эффект, только если будет добровольной.
— ФСКН — это спецслужба, имеющая право на проведение оперативной работы и получение негласной поддержки в различных сферах, в том числе и в ЧОПах, но не директивными методами, — подчеркнул зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. По его мнению, Госнаркоконтроль пытается переложить свою работу на другие ведомства и, вместо того чтобы самостоятельно налаживать связи с доверенными лицами, хочет ввести «обязаловку», которая вряд ли принесет положительный результат.
Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.