Возможность украсть создает вора.
(Фрэнсис Бэкон)
Мнение: Система предотвращения хищений персонала предприятия — важное и нужное звено в комплексе обеспечения экономической безопасности бизнеса. Однако, организация такой системы традиционно сталкивается с противопоставлением предпринимаемых мер конституционным правам и свободам граждан. Необходимо понимать, что конституционные права и свободы граждан, в частности право на свободу перемещения и выбор места пребывания, право на свободу и личную неприкосновенность, могут быть ограничены только нормативным актом на уровне федерального закона.
Работодатель при этом стеснен общим правилом регулирования трудовых отношений, согласно которому ни трудовой договор, ни локальные нормативные акты не могут содержать норм, ухудшающих положение работника по сравнению с тем, как это определено в Трудовом кодексе или ином нормативном акте.Так как трудовое законодательство не содержит положений относительно проверок потенциальных «несунов», то нормативное регулирование таких процедур локальными нормативными актамиможет оказатьсяне вполне правомерным при отсутствии специальных законов, регламентирующих такие проверки для определенных видов организаций или производственной деятельности.В случае возникновения конфликта между проверяемым и проверяющим данный вопрос встает особенно остро.
Обозначенные проблемы заставляют с большей тщательностью подходить к организационным вопросам предотвращения хищений, что делает изложенный автором статьи Сергеевым К.В. опыт еще более ценным для коллег.
Коршунов Андрей Геннадьевич
Консультант корпоративной безопасности (г.Челябинск)
Борьба с хищениями персонала должна носить комплексный подход. Осмотр — это только одно из звеньев общей системы безопасности. Основная функция осмотра — это профилактика хищений.
Опустим освещение вопроса «Осмотр автотранспорта на КПП», этому будет посвящена отдельная статья, и сфокусируем внимание на построении системы осмотра привходе/выходе работников с предприятия.
С кем борются при помощи процедуры осмотра? С так называемыми «несунами» – это люди, занимающиеся воровством товара, сырья, материалов, инструментов и средств производства путем тайного выноса или вывоза за пределы предприятия.
Определимся с понятиями «осмотр» и «досмотр» — это разные процедуры!
Осмотр предполагает внешнее наблюдение и добровольность. От осмотра можно отказаться. При проведении осмотра личных вещей проверяющий не имеет права самостоятельно прикасаться к вещам, но может попросить добровольно продемонстрировать содержимое сумки или даже выложить и продемонстрировать какие-либо предметы.
Досмотр уже подразумевает обязательное и более тщательное обследование вещей. Досмотр может проводиться без согласия работника только правоохранительными органами (сотрудниками вневедомственной охраны) — это процессуальная мера, ст. 27.7. КоАП.
Рекомендация. Производимую проверку личных вещей персонала на предприятии документально отразить, как «Осмотр», указать ее добровольность, что позволит избежать лишних вопросов со стороны контрольных органов.
Осмотр при входе на предприятие применяется для того, чтобы исключить пронос на территорию запрещенных предметов, при этом осмотр может носить антитеррористическую направленность. Процедура может быть совмещена с проведением тестирования на опьянение (алкотестер).
Можно выделить несколько типовых видов осмотров
Рекомендация. Доработка СКУД — режим выборочного досмотра работников. Система оповещает охранников, кого из работников следует досмотреть. При этом можно установить вероятность осмотра до 100% работников, входящих в группу риска, оставшийся же персонал осматривается по случайному выбору.
Эффективным способом осмотра может быть проверка навыходе из определенной контролируемой зоны, переходов так называемую стерильную зону. (Пример. Выход из склада в раздевалку.)
Надежность осмотров и качество обслуживания обеспечиваются
Осмотр с помощью технических средств
Для проведения досмотра могут использоваться следующие технические средства:
При осмотрах могуттакже использоваться служебные собаки кинологических подразделений.
Помогает в профилактике хищений и антикражное оборудование на базе основных технологий — радиочастотной, акустомагнитной, электромагнитной.
Для контроля за ручной кладью применяются одноразовые контрольные пакеты, защитные боксы и стикеры. Отмечу, что при опечатывании разнообразных пломбируемых сумок и конвертов просто незаменима одноразовая контрольная пломба.
Осмотр начинается до КПП
Сотрудники службы безопасности путем личного наблюдения за работниками до и во время процедуры осмотра могут выявить признаки злоумышления. Бесконтактная оценка психоэмоционального состояния в местах большого скопления людей получило название Профайлинг.
Профайлинг («англ. profile» — профиль) – метод выявления лица, вынашивающего противоправные замыслы.
В деятельность службы безопасности входит и оперативная работа с персоналом, одним из направлений которой может быть система информирования. Внедрение каналов «горячей линии» — телефон «горячей линии», автоответчик, электронная почта, почтовый абонентский ящик.
К контрольным процедурам можно отнести осмотр возможных потайных мест («схронов»), проверка шкафчиков, рабочих мест работников.
Полезным в рамках выявления преступлений может быть наблюдениеза поведением работников за пределами проходной предприятия, общение с ближним окружением работников, мониторинг возможных точек сбыта.
Павлов Артем Евгеньевич
Руководитель Агентства Экономической и Кадровой Безопасности «D.I.»
Преподаватель школы полиграфологов «Уральского Бюро Полиграф».
Специалист по оценке достоверности сообщаемой информации. Профайлер.
Физиогномист.(г. Екатеринбург)
Что касается выявления «несунов» посредством визуальной диагностики. Конечно, это возможно. Совершение любого хищения сопряжено с вероятной перспективой быть пойманным. Такой возможный сценарий неизбежно порождает эмоциональную значимость процесса выноса ценностей с территории родного предприятия и чем ближе последний рубеж обороны (пост охраны), тем больше волнуется преступник.
В такой ситуации, естественным желанием «несуна» является попытка замаскировать свое волнение (если быть более точным — страх наказания) в момент пересечения «последней черты», за которой уже видна свобода в общем понимании этого слова и свобода распоряжаться похищенным.
В зависимости от профиля личности преступника, поведенческие шаблоны, которые будут использоваться в такой ситуации, могут быть различны (попытка ускорить процесс прохождение поста, вербальные и невербальные признаки нетерпения в ожидании своей очереди, излишне веселое поведение с привлечением к себе повышенного внимания и т.д.). Но как Вы понимаете, все эти признаки хорошо считываются, если сотрудник охраны соответственным образом обучен.
Первичное обучение навыкам определения эмоционально окрашенного поведения занимает от двух дней и более (в зависимости от интеллектуально-образовательного уровня и базовой подготовки).
Как ввести процедуру осмотра в общий режим предприятия?
«Если не можешь победить врага, создай его и победи!» — гласит мудрость китайского полководца. Приведу пример «оперативной игры», цель которой было создание в коллективе эффекта неотвратимости наказания.
В коллектив одного из предприятий был внедрен агент. В один из дней, через месяц его работы, им было совершено плановое хищение. Работники, как обычно, после процедуры осмотра на КПП сели в автобус предприятия, который повез их по домам.
При выезде с прилегающей территории автобус был остановлен начальником охраны и местным участковым. Сумки находящегося в автобусе персонала были дополнительно проверены, и у агента обнаружены похищенные товары. «Похититель» был передан милиции.
Для усиления эффекта на доске информации появились копия трудовой книжки об увольнении по статье и протокол задержания,что позволило создать в коллективе эффект контроля и стимулировать охрану к более бдительным проверкам. Отмечу, что довольно длительный период расхождения, выявленные при инвентаризации, были минимальными.
Когда нужно думать о безопасности объекта? Уже на начале проектирования!
Зачастую собственники объектов крайне редко привлекают специалистов по безопасности на этапе проектирования нового объекта, хотя снизить затраты на охрану, например, уменьшить количество физических постов, и риски потерь можно уже на первом этапе. Для этого необходимо всего лишь подключить к будущему проекту опытного специалиста по безопасности, который может провести соответствующие расчеты количества постов, определить необходимые системы, оборудование безопасностии внести инженерно-технические корректировки в сам проект.
Примеры решений
Решения зависят от специфики и технических особенностей объекта, бизнес-процессов, возможных рисков и носит индивидуальный для каждого предприятия характер.
На режимных предприятиях, стратегически важных объектах отлажена очень жесткая система контроля за персоналом на разных этапах производства вплоть до постоянного использования камер видеонаблюдения, обязательного переодевания людей, а после работы — обязательного душа, дабы исключить факты краж. Но и это, к сожалению, не всегда исключает хищения.
Примеры способов хищений, совершаемые «несунами»
«Сапоги и ноги». На предприятии работникам выдали новую спецодежду в комплекте с сапогами. На следующий день на КПП было задержано несколько «забывчивых» работников, которые пытались в конце смены выйти в обновках, держа под мышкой пакеты с обувью, в которой пришли утром. На КПП было введено в правило проверять только содержимое сумок и пакетов, поэтому наличие личной обуви не должно было вызвать подозрение.
«Мутная вода». Уборщица, моя пол на складе, складывала в ведро консервы, после, не вызывая подозрения, проносила ведро с «сюрпризом» через КПП. В фойе (свободная зона от осмотра) заходила в туалет слить воду, где у нее было организовано место «схрона».
«Интересное внутри» На КПП был задержан работник, у которого внутри термоса находился похищенный товар. Известны случаи, когда работники использовали для ежедневных хищений корпуса фонариков и телефонов, двойное дно в сумках, тайники в одежде и обуви, включая головные уборы и капюшоны.
«Торопился на пожар» При попытке выноса похищенной продукции был задержан работник, отвечающий на предприятие за пожарную безопасность. «Схрон» он организовал в огнетушителях, которые понес на перезарядку.
«Очнулся гипс» Были задержаны работники, один из которых «получил» на работе травму, а второй оказал ему «доврачебную помощь», обмотав вокруг ноги продукцию, а сверху наложив шину. Все это сопровождалось отличной актерской игрой и требованием немедленно пропустить в больницу.
«Обновление» Одной из схем хищений является обновление деталей или целого устройства. Был задержан программист, который подменил личный старый ноутбук на новый ноутбук предприятия и пытался его вынести.
«Пышная прическа» Работница выносила в пышной прическе из волос мелкие изделия.
Примеров схем хищений можно привести множество. Уверен, что каждый руководитель СБ может привести свои не менее интересные примеры выявления «несунов».
Рекомендация. Формирование библиотеки типовых способов хищений согласно специфике предприятия. На основании нее можно проводить тренингиперсонала охраны.
Наказание. Вся выстроенная система противодействия хищениям может быть бесполезна, если не будет конечного акцента, т.е. если работник не будет чувствовать меч строгого необратимого наказания. Система выговоров, штрафов, использование двойных стандартов к несунам не эффективна! Администрация должна занять принципиальную позицию в этом вопросе. Если пойман несун (ВОР) – увольнение по статье, передача материала в правоохранительные органы, доведение информации до трудового коллектива. В коллективе должна формироваться атмосфера честности и неприятия хищений.
Руководство должно демонстрировать нетерпимое отношение к хищениям, пропагандировать честную модель поведения и показывать неотвратимость наказания лиц, совершивших хищения. Работники при этом должны понимать, что на предприятии воровство карается, и будет караться с особой жесткостью. В этом вопросе должна быть твердая позиция! Люди должны понять, что брать чужое — это преступление, и за это можно сесть в тюрьму!
Примечание Необходимо отметить, что среди работников встречаются «подставы». Недоброжелатели могут подбросить неугодному сотруднику продукцию, которую в дальнейшем выявят при осмотре на КПП. Каждый случай индивидуален, и руководитель охраны должен разобраться в ситуации перед принятием решения.
Повышенное воровство можно рассматривать как барометр общей обстановки на предприятии. Необходимо изучать и условия, способствующие хищению, выявлять всю цепочку (один взял, передал другому, тот выносит и т.д.), бороться с условиями, способствующими хищениям. В этом направлении поможет аудит системы безопасности.
Аудит безопасности (выявляем слабые места)
Как говорят следователи, чтобы поймать преступника, надо думать как преступник. Поэтому перед тем, как рассматривать системы предупреждения воровства, необходимо проанализировать, каким образом возможно хищение.
Зачастую очень полезен экспертный взгляд со стороны.
Рекомендация. Проводить проверку качества осмотров охраны, привлекая агентов, используя тест-предметы и муляжи.
Выдержка из инструкции: Сотрудники, осуществляющие осмотр, обязаны
Рекомендация. При возникновении каких-либо подозрений в отношении неблаговидного поведения конкретного сотрудника необходимо предложить работнику задержаться (в офисе, на проходной) до прибытия сотрудника милиции .Нельзя удерживать человека, применять к нему физическую силу. За насильственное лишение свободы предусмотрено уголовное наказание по статье 127 УК РФ.
Необходимо учитывать особенность системы проверки, так называемая «рутина». Стандартностьи обыденность процедуры осмотра ведет к снижению качества проводимых мероприятий. Это можно исключить ротацией кадров охраны, проведения двойных проверок.
Обращаю внимание, что возможен сговор с сотрудниками охраны. Классик сатиры Михаил Жванецкий сформулировал четко: что охраняешь, то имеешь и еще с друзьями делишься! Вариант профилактики в этом направлении исключение неслужебного общения персонала охраны с работниками предприятия.
Заключение
Система постов охраны, пропускной и внутриобъектовый режим, видеонаблюдение и система осмотра ставят заслон только рядовым «несунам» — рабочим, грузчикам, кладовщикам, продавцам и т.п.
Для противодействия злоумышленникамболее крупного масштаба, которые в состоянии организовать вывоз/вынос имущества с соблюдением формальных требований к документации (накладные, путевые листы, пропуска и проч.), необходимо уже более серьезно подойти к организации системы безопасности на предприятии.
Об авторе Сергеев Константин Витальевич — Руководитель исполнительного комитета «Союза руководителей служб безопасности Урала».
Источник: Медиапортал «Хранитель»
Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.