Михаэль Кур часто попадает в объективы теле- и фотокамер, но не только потому, что он охраняет звезд. Глава берлинского частного охранного предприятия Kuhr Security — так сказать, образцово-показательный телохранитель.
Телевизионщики любят Михаэля Кура (Michael Kuhr) и нередко сопровождают его, когда он объезжает ночные клубы и дискотеки Берлина, где фейс-контроль осуществляют его ребята. Кур — самый известный телохранитель Германии, но главный его бизнес (под началом Кура работают 50 секьюрити) — это не сопровождение и охрана VIP-персон, а обеспечение безопасности тех или иных объектов: от дискотек и ночных клубов до приобретенных на аукционе шедевров изобразительного искусства. Кур и его ребята часто работают, например, на крупнейшей в мире выставке-ярмарке нумизматики, где более или менее открыто лежат монеты стоимостью в несколько миллионов евро.
Рядом со звездой
Конечно, как признается в своей книге «Телохранитель» Михаэль Кур, работа со звездами или на фешенебельной светской тусовке намного интереснее, но она дает максимум десять процентов от общего оборота двух его охранных предприятий. Впрочем, цифры — еще не все, и Кур с понятной гордостью перечисляет имена звезд, которых ему довелось охранять. Это Брэд Питт и Анжелина Джоли, Бритни Спирс и Кайли Миноуг, Леонардо Ди Каприо и Виктория Бэкхем, Мадонна и Фил Коллинз, Виталий и Владимир Кличко и многие другие…
Для них опасность часто исходит от папарацци, крушащих все на своем пути, лишь бы пробиться к звезде, и от фанатичных поклонников и поклонниц. Понятно, что во время «выхода в толпу» и дефиле по красной ковровой дорожке телохранителям приходится находиться в непосредственной близости к «объекту»: только тогда они могут быстро среагировать и отвести возможную угрозу. «Именно поэтому, — как бы извиняется автор книги, — телохранители звезд так часто попадают в объективы теле- и фотокамер».
Работать для знаменитостей необыкновенно интересно, но очень утомительно. Скажем, жена и коллега Кура Диана, охранявшая выдающегося спринтера Усэйна Болта во время чемпионата мира по легкой атлетике 2009 года (на котором Болт, кстати, установил два мировых рекорда), в течение трех дней с восьми утра и до десяти вечера находилась в отеле, где он жил, или на стадионе, а потом чуть ли не до утра сопровождала атлета и его команду в разные берлинские клубы, где Болт праздновал очередной успех.
Ну, а как звезды относятся к телохранителям? По-разному. Некоторые их просто не замечают, как, например, Леди Гага. А вот актер и кинорежиссер Шон Пенн, обладатель двух «Оскаров», уезжая из Берлина, поблагодарил каждого из своих берлинских телохранителей и каждому пожал руку. Усэйн Болт подарил Диане и Михаэлю Куру свои майки с автографом — те самые, в которых он установил в Берлине мировые рекорды на дистанциях 100 и 200 метров.
Рэкет, мафия, наркотики
Что касается ночных клубов и дискотек, то охранять их приходится не только от подвыпивших дебоширов, но и от организованной преступности. Мафиози, как рассказывает автор «Телохранителя», нередко делают предложения владельцам: найми «наших» осуществлять фейс-контроль, иначе у тебя каждый вечер будут драки и скандалы, и публика ходить перестанет. Рэкет в прямом смысле тут чаще всего не самое главное. По словам Кура, плата за «спокойствие» небольшая – где-то 50 евро в день. «Для арабов, — пишет Михаэль Кур, — гораздо важнее иметь в клубе своего человека, к которому может обратиться «клиент», желающий купить наркотики. Вот что приносит настоящие деньги».
Кого-то, возможно, покоробит этот оборот речи: «для арабов». В Германии политкорректность вообще-то не позволяет так писать и говорить. Но Кур подчеркивает, что всего лишь называет вещи своими именами — идет ли речь о турках или курдах, арабских семейных кланах или немцах-рокерах. «Арабские» ОПГ — это, как объясняет автор, преступные группировки беженцев из Ливана (собственно ливанцев, а также палестинцев и курдов).
Нельзя недооценивать противника
Так же открыто глава самого знаменитого в Германии частного охранного предприятия говорит о том, что ночная жизнь Берлина почти никогда не обходится без наркотиков. В дорогих клубах и дискотеках нюхают кокаин, который, конечно, не все приносят с собой. Но далеко ходить не надо: хорошо известно, в каких именно клубах наркодилеры стоят у входа или ведут торговлю прямо за столиком в ложе VIP. Если в той или иной дискотеке, пишет Кур, даже шеф службы безопасности — наркоман, что уж тут говорить о том, что происходит внутри! Автор книги «Телохранитель» с большой тревогой говорит о том, что организованная преступность становится в Берлине все более могущественной. Противостояние ей должно быть куда более мощным и жестким, чем сейчас, — убежден Михаэль Кур.
Сам Кур много раз подчеркивает в книге: он лично никакого наркодилерства, проституции и рэкета не терпит, в «его» клубах за соблюдением законов следят особенно строго. И этому веришь, причем вовсе не только потому, что Кур не устает повторять: он работает в тесном контакте с полицией (и приводит тому множество примеров). О том, с каким пиететом Кур относится к закону, хорошо знают и мафиози. Есть еще один важный аспект: 49-летний Кур — коренной берлинец, лично знает многих «крестных отцов», да и они его хорошо знают и уважают. Звание шестикратного чемпиона мира по кикбоксингу играет тут, разумеется, определенную роль.
Но, судя по книге, не менее важны здесь твердость, принципиальность, и честность Кура, цельность его характера. А также, наверное, и то, что его очень нелегко вывести из себя. По словам Михаэля Кура, способность сохранять спокойствие, не реагировать (по крайней мере, до поры до времени) на провокации и оскорбления — одно из важнейших качеств профессиональных секьюрити. И еще об одном качестве он говорит особо: никогда нельзя недооценивать противника. Может быть, именно поэтому он с такой тревогой пишет об организованной преступности.
Автор: Ефим Шуман
Редактор: Марина Борисова
MIchael Kuhr (mit Nataly Bleuel)
«Bodyguard. Zwischen High Society und Unterwelt»
Droemer, München 2011