Минтранс продавливает идею, открывающую перед секьюрити «оперативный простор»
Министерство транспорта РФ планирует в ближайшее время внести в Государственную Думу предложение о наделении работников транспортных объектов правом досмотра пассажиров. Пока это могут делать только работники правоохранительных органов и службы безопасности аэропортов.
Напомним, тема безопасности на транспорте актуализировалась после террористического акта в московском аэропорту «Домодедово», происшедшего 24 января 2011 года. Террорист-смертник на своём теле пронёс бомбу и привёл её в действие в толпе встречающих. В результате сам смертник и ещё 35 человек погибли на месте, а более 100 получили ранения различной степени тяжести.
После трагедии тогдашний первый заместитель министра внутренних дел РФ Михаил Суходольский предложил расширить сферу действий структур безопасности на транспортных объектах. В частности, активнее привлекать различные ЧОПы, позволив им производить досмотр граждан. С таким же предложением выступил и мэр Москвы Собянин. Правозащитники и многие юристы встретили эту идею «в штыки».
Член Московской Хельсинской группы Валерий Борщёв говорит, что такое ни при каких обстоятельствах допустить нельзя: «Это грубейшее нарушение и юридических норм, и прав человека. Появится огромное коррупционное поле: работники транспорта станут вымогать у пассажиров деньги по малейшему поводу и без него. Они получат возможность и подбросить что-нибудь людям, например, наркотики, по заданию полицейских. Досмотром граждан должны заниматься только сотрудники правоохранительных органов».
Солидарна с Борщёвым член Общественной палаты Алла Гербер: «Люди останутся совершенно беззащитными перед транспортниками. Это преступная идея».
Тем не менее с завидным упорством эту идею проталкивают вновь и вновь. Почему?
— К нам постоянно приходят законопроекты о расширении прав субъектов оперативно-розыскной деятельности. Просят об этом судебные приставы, внутренние войска, ряд других силовых и околосиловых структур. Просят потому, что не видят эффективной работы правоохранительных органов. Они пытаются сами решить вопросы, которые должны решать полиция и прокуратура, — рассказывает член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Геннадий Гудков — Дело не в том, что они хотят стать спецслужбами, хотя некоторые испытывают такое желание, а в том, что обращаясь за содействием, например, в полицию, они его не получают. Выясняется, что там не хватает сотрудников, напряжённый график, не расставлены наряды…
«СП»: — Стало быть, вопрос в эффективности различных правоохранительных ведомств?
— Имеено так. В системе МВД, прокуратуре и других правоохранительных структурах задействованы более 1 миллиона человек. Если бы они работали так как нужно – не возникало бы вопросов о придаче силовых полномочий другим структурам.
Сотрудники МВД с большим удовольствием занимаются проверкой хозяйственной деятельности коммерческих организаций, чем «неблагодарной» работой по досмотрам-осмотрам. Да, они перегружены никому не нужной отчётностью, всякими «галками»-«палками», но несмотря на это, обязаны выполнять всё, возложенное на них.
«СП»: — Но сейчас транспортникам хотят предоставить возможность обыскивать пассажиров?
— Досмотр пассажиров в аэропортах проводят не полицейские, а сотрудники служб департамента безопасности аэропортов. Полицейские лишь присутствуют при этом. Но эта система действует уже несколько десятков лет. Что касается железнодорожного транспорта и предоставления, например, проводникам вагонов права досматривать пассажиров… Думаю, что наделять их такими полномочиями нельзя.
Можно ли организовать выборочный досмотр граждан на каком-нибудь крупном транспортном узле? Пожалуй, можно, но прежде необходимо до мельчайших деталей разработать эту систему, чтобы она не унижала людей.
В целом хочу отметить, что Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции не настроен на предоставление дополнительных полномочий разным структурам. Джинна, выпущенного из бутылки, очень сложно вернуть в неё.
Правда, бывают исключения. Внутренние войска просили предоставить им право осматривать место происшествия и составлять соответствующие документы в местах проведения контртеррористических операций. Там нет тех, кто может это сделать. Их просьбу удовлетворили.
Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что общество должно определиться, что ему важнее: безопасность на вокзалах и в аэропортах или уверенность в том, что транспортники не нарушат их права.
Бесспорно, люди должны быть спокойны в аэропортах и на вокзалах. Однако практика показывает, что нередко те, кто призван охранять порядок в этих местах, сами попадают в криминальные хроники.
В апреле 2010 года Московское УВД на железнодорожном транспорте сообщило, как семь охранников жестоко избили пассажира, который пытался без билета проникнуть на перрон к электричкам Ярославского вокзала.
В июне прошлого года на Курском вокзале столицы охранники также избили дубинками нескольких безбилетников.
Да, пострадавшие нарушали правила. Возможно, они провоцировали охрану. Но если расплата последовала столь жестокая, что будет в случае, когда полномочия ЧОПовцев еще больше раширятся?
С другой стороны, сотни тысяч жителей Подмосковья, добирающихся на работу в столицу на электричках, отлично знают, какой бардак творится в вечерних поездах. И ограбить могут, и избить. Бравых парней в униформе, как и самих стражей порядка, там что-то не видно. Неслучайно поэтому среди пассажиров электричек популярны электрошокеры. Станут ли чувствать себя пассажиры спокойнее, если секьюрити получат право «шмонать» их вещи? Очень сомнительно.
Еще прошлой весной, когда предложение Минтранса и МВД широко обсуждалось на интернет-форумах, один из участников дискуссии высказал такую мысль.
Виталий Словецкий«Я думаю, кто-то из крупных ЧОшников всероссийского уровня вовремя подкинул идейку и попал в струю. Очевидно, что в случае таких поправок привлекательность ЧОП-услуг возрастет, а значит, возрастут и доходы, и возможности бизнеса по отношению к потребителям.
Мне же, например, как сотруднику правоохранительных органов, такая вольница для ЧОПовцев совсем не нравится, нам будет мешать работать появление очередных «силовиков», теперь уже частных.
Я уж не говорю о простых гражданах, коих сможет шмонать беспрепятственно целая армада ЧОПовцев и еще в разы больше сторожей, под ЧОПовцев мимикрирующих.
Еще посмотрите, что за контингент в значительной доле работает в ЧОП в провинции на графике за 8 тыс. в месяц — и картина станет весьма красивая. Надеюсь, предложение не пройдет или будет ограничено узким списком организаций, например, САБ аэропортов и ВОХР РЖД».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.