Когда советский самолет прибыл в Японию с бесценным грузом — вакциной против полиомиелита, японские матери встречали его со слезами радости и надежды. Советские летчики доставили японским детям избавление от страшных последствий жестокого недуга, привезли жизнь…
Мы вспомнили об этом, въезжая в сосновый бор под Калугой, бор, которому место з детских сказках. Всего в десяти минутах езды от Калуги в бывших купеческих дачах — затейливых деревянных корпусах — расположился республиканский санаторий для детей, перенесших полиомиелит.
Входишь в санаторий «Калуга-Бор» и, кажется, попадаешь не в лечебное учреждение, а в детский сад. Чьи-то добрые руки позаботились о том, чтобы дети, приезжая сюда, не испытали больничного страха, с первой минуты ощутили уют и тепло.
Не все дети смогли встать навстречу. Не все сумели поднять руку, повернуть голову в нашу сторону… Последствия тяжелейшего недуга, перенесенного в годы, когда врачи были еще бессильны бороться с ним, лишили их самой большой радости детства — движения. Но в глазах у детей с парализованными ногами, с неподвижными руками мы увидели веселый свет.
Не сразу разглядишь за тихим уютом дома ту повседневную героическую борьбу, которую ведут в санатории все — от главного врача Ии Евгеньевны Баевой до рядовой нянечки и молодого воспитателя — пионервожатого Виктора Громова. Скромно рассказывают работники санатория о том, что им удается делать.
Однажды утром к санаторию подъехала санитарная машина. Из нее на носилках вынесли мальчика. «Ползунок!» — негромко с сожалением сказала нянечка: прибывший из Татарии восьмилетний ребенок не ходил, а ползал.
А еще через три месяца к крыльцу санатория подошел старичок и с привычной безнадежностью попросил:
— Вынесите мне внучонка… Приехал повидаться!
И назвал фамилию — Силаев.
— Сейчас позовем! — сказала ласково нянечка.
Когда же навстречу старику вышел, внук, дед упал на колени. Долго врачи и сестры уговаривали его: «Успокойтесь, дедушка, не плачьте…» Впрочем, они сами не могли сдержать слез.
Вернуть каждого ребенка к жизни, к посильному труду, добиться решительного перелома в его жестокой судьбе,— вот под каким девизом работает санаторий «Калуга-Бор».
В этой большой семье радуются каждому успеху: рука, которая не двигалась долгие годы, взяла, наконец, чашку; ноги, пораженные параличом, сделали первый шаг — это праздник для всего коллектива.
Двести детей живут в санатории, но история каждого известна всем, известен его характер, склонности. Поступая сюда, ребенок становится родным.
Чистые теплые спальни. Светлая солнечная столовая. Комната отдыха с телевизором — ценят ли еще где-нибудь телевизор так, как здесь? Ведь многие из детей ни разу в жизни не могли самостоятельно отправиться в кино. А вот и классная комната, где впервые стали учиться дети, которые до сих пор только завидовали школьникам.
В лечебной комнате санатория все кажется простым. Брусья, гимнастическая стенка, лампа соллюкс… Однако подойдите ближе. Малыша учат подтягиваться на брусьях. Для здорового ребенка — это веселое упражнение, обычная утренняя зарядке. Для того, кто перенес полиомиелит, это путь к оживлению парализованной мышцы. Трудный путь!
Присмотритесь, как терпеливо учат ходить тех, кому в раннем возрасте болезнь подкосила ноги. Вот сделано первое движение. Какое оно затрудненное, неловкое! Но его надо закрепить, а это требует огромного терпения, настойчивости, новых усилий.
Поражая участки спинного мозга, полиомиелит выводит из строя, парализует слабое, неокрепшее тельце ребенка. На помощь больному приходят теплые ванты, шерстяные укутывания, электростимулятор — машина, которая учит непослушные слабые мышцы двигаться, сокращаться… И, наконец, постоянная, научно обоснованная физкультура. Привычно вошедшая в наш быт здесь физкультура становится неотъемлемой честью лечения, решающим фактором.
— Впрочем,— говорит статная энергичная Баева, главный врач санатория, — бывает и по-другому… Иногда вирус полиомиелита поработал так жестоко, разрушения в организме так велики, что обычными средствами тут ничего не добьешься. Нужны талант, самоотверженные поиски, настоящее творчество, чтобы все-таки победить злого и коварного врага…
Мимо нас прошел десятилетний мальчик, и И. Евгеньевна, проводив его взглядом, продолжала:
— Это было не так просто… Мальчик перенес шесть операций. Когда стало ясно, что мы не сможем оживить мышцы, ослабленные болезнью, мы обратились за помощью к более сильным мышцам и обменяли их местами. Хирурги перешивали сухожилия. Они помогали позвоночнику, вживляя в него как опору кость…
Короток срок пребывания ребенка в санатории — всего три месяца, а за это время необходимо сделать все, чтобы приблизить выздоровление.
— Хотите познакомиться с Юрой Кленовым? — спросила Баева.
Когда Юре исполнился год, он заболел тяжелой формой полиомиелита. Юра лежал, прикованный к постели, терпеливо смотрел, как работает по дому мать, как играют братья и сестры. Мальчик выучился писать печатными буквами, читать, считать и даже лепить и рисовать. Но болезнь прогрессировала, и когда Юру привезли в санаторий, он не мог сидеть и с трудом открывал рот. Его кормили с ложечки.
И вот мы беседуем с Юрой Кленовым, который сидит перед нами в коляске. В санатории его научили сидеть, активно управлять руками. В здоровье Юры большие улучшения.
— Я очень доволен, мне хорошо,— говорит мальчик. Около меня очень много хороших людей. Добрых…
Доброе, как магнит, притягивает к себе доброе. В Калуге давно живет Софья Вячеславовна Писарева. Ей 70 лет, она потеряла всех близких. Таким людям особенно трудно остаться без любимого дела. Любимое дело было и у Писаревой — школа, в которой ома проработала 48 лет. В прошлом году она вышла на пенсию и почувствовала себя такой одинокой! Но приходить в санаторий, где проработала последние годы учительницей, почему-то стеснялась. Потом нашла повод, приехала в санаторий, встретилась с Баевой.
— Софья Вячеславовна,— сказала Баева,— дети о вас часто вспоминают. У нас к вам просьба! В санаторий привезли одаренного мальчика Юру Кленова. Ему одиннадцать лет, а он еще не учился в школе. Может быть, вы начнете с ним заниматься?
И вот Софья Вячеславовна стала каждый день приезжать в санаторий из Калуги заниматься с Юрой и другими детьми.
— У Юры необыкновенная память! — с гордостью рассказывала она.— За шесть месяцев мы окончили с ним три класса. Знания у Юры полноценные, можете посмотреть его отметки, контрольные работы.
Писарева и Юра — друзья. После уроков они сидят у окна и беседуют о красках природы. Умно и тонко Писарева развивает у мальчика эстетическое чувство. Была у Юры заветная мечта — стать пионером. Забежав немного вперед, скажем, что его мечта сбылась. Люди не поскупились на 7епло. Принять Юру в пионеры приехали из горкома комсомола, приехали шефы — калужские школьники, комсомольцы швейной фабрики. Ему прислали теплые письма, подарки…
Сотни писем приходят в этот санаторий — пишут родители, бабушки, дедушки, сами больные, сообщая о своей жизни, трудностях и радостях. Многие побывавшие здесь больные стали сами пионервожатыми, медицинскими сестрами, учатся в институтах, техникумах, работают на фабриках.
Простились мы с санаторием поздним вечером. Бор казался еще сказочнее и краше. Через десять минут мы уже подъезжали и Калуге, и когда вышли из машины, увидели в лесу далекие огни санатория. Нам захотелось, чтобы эти огни увидели не только калужане.
Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.