Ежедневно петербургский метрополитен перевозит сотни тысяч горожан. И, конечно же, в местах столь массового скопления народа обеспечение безопасности — одна из главных задач. Занимаются этим как сотрудники линейных отделов полиции, так и служба контроля метрополитена.
Сотрудников последней легко узнать по темно-синей униформе. Обычно они стоят возле турникетов и, как кажется многим… ничего не делают. Так ли это на самом деле, рассказал охранник метрополитена Андрей, пожелавший остаться инкогнито.
«Раньше нарушителей было больше»
— Основная наша задача — отлов безбилетников, тех, кто всячески пытается преодолеть турникеты на входе в метро, — поясняет Андрей. — Но, помимо этого, необходимо следить и за безопасностью в целом. В отличие от полицейских оружия у нас нет. Из спецсредств только наручники и дубинка. Но обычно она не нужна, ее почти никто и не носит с собой. Люди и так адекватно себя ведут. Хотя порой попадаются и буйные, даже приходится с ними драться. Мне лично однажды сломали нос. В таких случаях действительно ничего не остается, кроме как «отоварить» правонарушителя, скрутить и сдать в линейный отдел полиции.
Устроиться охранником в метро, как выяснилось, не так-то сложно. Для этого даже не требуется какого-либо образования или особенной физической подготовки. При поступлении на должность с будущим сотрудником просто проводится собеседование. В смене работают по двое. Если один дежурит возле турникетов, то второй может находиться внизу, на спуске с эскалатора. Также контролера можно встретить и возле банкоматов — ему часто приходится успокаивать пассажиров, у которых терминал «проглотил» карту. В порыве гнева люди начинают эти банкоматы материть и пинать.
— Раньше нарушителей было больше, — говорит Андрей. — Если когда-то через турникет мог и взрослый спокойно перемахнуть, то сейчас хулиганят в основном школьники. И это касается не только турникетов. Тинейджеры любят прикалываться. Например, обматывают изолентой пустую пивную банку, прикрепляют к ней пару-тройку разноцветных проводков и кидают куда-нибудь в угол. А сами стоят в сторонке и следят за реакцией пассажиров и охранников. Могут даже снимать происходящее на мобильный телефон, а потом выложить в Интернет. Таких «приколистов» мы ведем в линейный отдел, а там полицейские уже разбираются. Чаще всего штрафуют родителей. Но обычно мы поступаем гораздо проще — «настучим по ушам» и отправляем домой, делать выводы. Немного сложнее с забытыми вещами. Например, в прошлом году на «Пушкинской» старушка забыла свой рюкзак с тряпьем и ушла на Витебский вокзал. Мои коллеги вызвали бригаду взрывотехников, те вытащили чугунный «сундук» для «бомбы», а тут эта бабуля бежит к турникетам: «Ой, рюкзачок забыла!» Как саперы нас обматерили тогда вместе с этой бабушкой! Ее пытались заставить заполнить кипу разных бумаг, на что она просто махнула рукой и ушла — даже забирать свой рюкзак не стала.
Погреться в метро
По словам Андрея, за последние годы петербуржцы стали сознательнее и бдительнее. Постоянно подходят, указывают на какие-то подозрительные вещи, сумки, чемоданы. Несмотря на снижение количества опасных инцидентов, работа у контролеров метро, по их словам, легче не становится. К ним регулярно обращаются с вопросами «как проехать» и «где пересесть». Попадаются и просто общительные люди. Подходят поболтать пока, например, ждут кого-то. Также по роду деятельности сотрудникам службы безопасности приходится иметь дело с попрошайками и бездомными. Если первых стараются гонять, то ко вторым скорее испытывают сочувствие и жалость — позволяют погреться в метро.
— Бомжи, кстати, не просто так в метро ошиваются, — говорит Андрей. — Обычно они выполняют какую-то несложную работу. Метут асфальт или чистят снег у метро. Они сами эти услуги и предлагают. Не знаю, платят ли им, но человеческого отношения они точно заслуживают. Просят погреться не только бомжи, но и обычные люди, опоздавшие к закрытию подземки. Я сам знаю, что такое остаться ночью на морозе. Как раз, на днях, и я оказался в подобной ситуации. Застрял в Купчино — не успел к закрытию метро, а денег на такси не было. Ничего, попросился, меня и еще нескольких человек впустили. Так мы и дождались первой электрички в тепле, слава богу. На ночь в вестибюле метро обязательно остается один охранник. И он решает, впустить кого-то погреться или нет. Тут все зависит от человека. Лично я и сам никогда не отказываю. Но так делают, конечно, не все. Обычно бомжам разрешают находиться в предбаннике — промежутке между двойными дверьми на входе в метро, там, где циркулирует теплый воздух. Но не на всю ночь, а по принципу — отогрелся, пошел дальше по своим делам.
С попрошайками все жестче. По словам Андрея, не трогают только «приличных», например, тех, кто играет на скрипке в переходах между станциями или ходит с гитарой по вагонам.
Бесполезные меры
Недавно в вестибюлях метрополитена и вокзалах появились рамки металлодетекторов. Однако мало кто видел, чтобы они работали. Корреспондент провел небольшой эксперимент — проходил через рамки на разных станциях метро. И ни разу не зазвенел. Лишь в одном месте, на Московском вокзале, раздался звук металлодетектора, на который полицейские откликнулись лишь равнодушным взором.
— Эти рамки стоят скорее для вида, — поясняет Андрей. — Как требование антитеррористической безопасности. На самом же деле звук реакции на металл просто выключен, а на другие сигналы, даже если они и есть, никто не обращает внимания.
В общем, на первый взгляд, работа в службе контроля метрополитена не так уж и сложна. Однако это мнение неверно. Эти люди обязаны всегда быть начеку. Случись что, именно они в первую очередь должны помогать пассажирам. Будь то ответ на какой-то банальный вопрос или обеспечение эвакуации в чрезвычайной ситуации.
— Могу сказать, что для такой работы необходимы стальные нервы, — убежден Андрей. — Даже в «глухие» на происшествия дни можно от пассажиров такого наслушаться, что потом трясти полночи будет.
Как заботятся о подземной безопасности
— Система двойных синхронизированных дверей (на платформе и в вагоне) признана одной из самых эффективных в области безопасности метрополитена. Она надежно предотвращает падение пассажиров на рельсы и проникновение их в тоннели. Сейчас двойные двери устанавливают во многих метрополитенах мира. К сожалению, в Петербурге, где уже давно имеется опыт использования такой системы (станции «Гостиный двор», «Петроградская» и другие), в последние годы от нее отказались.
— В Копенгагенской подземке метростюарды (вроде наших охранников и примерно с теми же функциями) дежурят на станциях, расположенных только в центре города.
— В Нью-Йоркском метро в центре платформ предусмотрены специальные зоны, где предлагается кучковаться добропорядочным гражданам, ожидающим поездов в ночные часы, когда интервалы между поездами превышают 30 минут. Кроме того, в каждом составе есть пара кондукторов, сидящих в маленьких кабинках. В те часы, когда пассажиров мало, им рекомендуется ездить именно в вагонах с кондукторами. Кстати, нападение на последних приравнивается к нападению на полицейского.
— В Минском метро в часы пик на станциях рассредотачиваются оперативники в штатском, которые следят за подозрительными людьми.
— В ближайшие годы турникеты в метро крупнейших российских городов будут оснащены металлоискателями.
— К 2014 году все станции наших метрополитенов планируется снабдить системами досмотра, которые смогут выявлять в потоке пассажиров людей, внесенных в специальную базу.
— В Токийском метро существует специальная должность «заталкивателя» — осия. Эти сотрудники обязаны помогать людям оказаться в вагоне и следить за тем, чтобы багаж не был зажат между автоматических дверей.
Геннадий ЧЕРТИНОВ «МК» в Питере»
Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.COPYRIGHT © 2013 GUARD-LIVE.RU ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.