*
Практика показывает, что многие безосновательно считают себя специалистами в различных областях, в частности, в медицине. Такие заблуждения особенно опасны, тем более, если надо действовать быстро и безошибочно, поскольку нет времени консультироваться или ждать помощи извне. Поэтому необходимо иметь минимальный запас знаний об оказании доврачебной помощи потерпевшему или лицу, которое само причинило вред, связанный с нанесением телесных повреждений, ранений с использованием оружия. Для этого можно пройти специальные курсы или изучить нужные приемы с помощью специальной литературы. Мы же рассмотрим само понятие «доврачебная помощь», обязанности по ее оказанию и право на такую помощь.
Общее понятие «оказание медицинской помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии» обозначает лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненым, больным для быстрейшего восстановления их здоровья. При этом различают:
а) доврачебную (первую) помощь, которую оказывает себе сам пострадавший (самопомощь), а также другие лица непосредственно на месте причинения вреда;
б) скорую медицинскую помощь в медицинском пункте, куда с места происшествия был доставлен потерпевший;
в) квалифицированную медицинскую помощь, которую оказывают врачи определенного медицинского учреждения.
В данной статье речь идет лишь о доврачебной помощи.
В законодательных актах и иных документах отсутствует общепринятое понятие «оказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии в результате причинения ему вреда вне лечебного учреждения». В большинстве случаев подобные действия обозначаются как «скорая и неотложная помощь», «первая медицинская помощь», «доврачебная помощь» и т.п.
О «скорой и неотложной медицинской помощи» упоминается в документах международного права. Она определяется как комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического и психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью , и включает оказание скорой и неотложной медицинской помощи в случае нанесения телесных повреждений с помощью оружия. Последние могут быть причинены не только преступнику, но и потерпевшему, а также третьему лицу.
Доврачебную помощь необходимо оказывать любому нуждающемуся в ней, в том числе и иностранному гражданину. В соответствии со ст.2 Соглашения «Об оказании медицинской помощи гражданам государств — участников СНГ», принятого 27 марта 1997 г., скорая и неотложная медицинская помощь в случае применения оружия или других силовых методов оказывается беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме всем гражданам на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью и стала возможной его транспортировка, оказание медицинской помощи иностранным гражданам осуществляется на платной основе.
Некоторые законодательные акты в категоричной форме предусматривают обязанности некоторых должностных лиц в рассматриваемой ситуации. Так, в принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности (1990 г., Гавана) рекомендациях «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка» сказано, что в случаях, когда применена сила или огнестрельное оружие (т.е. причинено ранение), должностные лица, ответственные за поддержание правопорядка, «обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в кратчайшие сроки». Такими лицами могут быть сотрудники правоохранительных органов (органов внутренних дел, прокуратуры и т.п.).
В соответствии с международными рекомендациями в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, которые обязывают должностных лиц в случае причинения вреда преступнику оказывать ему медицинскую помощь. Это касается военнослужащих, сотрудников милиции, службы медицины катастроф и других должностных лиц. Частным детективам и охранникам также предписано обеспечивать доврачебную помощь лицам, получившим телесные повреждения в результате принуждения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» и Положением о Всероссийской службе медицины катастроф (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 195) принята федеральная целевая программа «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 гг.» (утверждена постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г.). Программа предписывает обеспечить разработку и производство для массового использования населением в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций бытовых медицинских аптечек, включающих в себя набор средств, необходимых для оказания доврачебной помощи при травмах, ожогах, отравлениях.
На месте причинения вреда в результате применения оружия гражданами могут оказаться должностные лица, которые охраняют правопорядок. Такие лица, например, сотрудники милиции, в случаях применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в силу служебного долга обязаны «обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи» . Указанная обязанность есть и у других лиц, поддерживающих правопорядок .
Наряду с этим приняты законодательные акты, которые обязывают как должностных лиц, так и рядовых граждан в случае происшествий, в результате которых причинен вред здоровью людей, оказывать доврачебную помощь. Характерным примером является оказание доврачебной помощи в случаях дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, при оказании доврачебной помощи после применения оружия граждане могут воспользоваться помощью других лиц: сотрудников правоохранительных органов и частных охранных структур, граждан, имеющих право на управление транспортными средствами, медицинских работников и других лиц.
Помощь может потребоваться не только медицинская. Например, потерпевший или правонарушитель оказался беспомощным и не может передвигаться в связи с причинением ему вреда такого вида, при котором доврачебная помощь не требуется. Это может быть лицо с явными признаками инвалидности, человек преклонного возраста и т.п. В данном случае может понадобиться уведомить родственников такого лица — родителей, супруга, совершеннолетних детей и других лиц, проживающих вместе с потерпевшим. Сделать это необходимо как можно быстрее, особенно в холодное время года, если потерпевшее лицо находится вне помещения. Но предварительно необходимо точно установить личности пострадавшего и лиц, которых следует информировать.
Если не удастся получить указанные сведения, применивший оружие должен сообщить об этом в органы внутренних дел по месту жительства.
Важно отметить, что в соответствии со ст.125 УК РФ гражданин, применивший оружие, причинивший при этом телесные повреждения и оставивший без помощи лицо, которое «сам поставил в опасное для жизни или здоровья состояние», может быть привлечен к уголовной ответственности.
Выражение «опасное для жизни или здоровья состояние» означает, что лицо, к которому было применено оружие, лишено возможности принять меры к самосохранению в результате ранения, алкогольного опьянения, старости, болезни или вследствие иного беспомощного состояния.
Преступление считается оконченным с момента оставления в опасном для жизни или здоровья состоянии лица, к которому было применено оружие, без помощи независимо от того, предотвратила бы или нет оказанная помощь возможную смерть или иные тяжкие последствия для пострадавшего.
Несение ответственности за оставление в опасном для жизни и здоровья состоянии наступает только в случае, если лицо, применившее оружие, могло оказать помощь пострадавшему, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии. При отсутствии такой возможности в конкретной обстановке ответственность исключается (например, если нападавший сам находился в беспомощном состоянии).