Вся система стрелкового вооружения армий основных стран мира в период после Второй мировой войны создавалась с учетом ведения широкомасштабных боевых действий во фронтовых и армейских наступательных и оборонительных операциях. В таких боевых действиях основная роль в поражении противника принадлежит авиации, ракетным войскам и артиллерии, танкам и другим боевым бронированным машинам. Так, по оценкам различных специалистов в 1950 – 1960-х годах, в наступательном бою на долю стрелкового оружия должно было приходиться не более 20 — 30% живых целей, уцелевших после мощнейших огневых ударов. Однако опыт широкомасштабных войн и локальных военных конфликтов 1970 – 1980-х годов показал, что они часто велись не в форме широкомасштабных боевых действий, а как боевые столкновения подразделений пехоты (роты, батальона), поддерживаемых огнем артиллерии и танков. В этих условиях на долю стрелкового оружия порой приходилось до 70% поражаемых живых целей противника.
Это объективно привело к возрастанию в 1970 – 1980-х годах роли огня стрелкового оружия в бою и, в том числе, некоторой переоценке роли пистолета как боевого оружия.
К концу 1970-х в разных странах мира появилось большое количество новых конструкционных материалов и технологий, которые могли использоваться в военной промышленности для создания средств индивидуальной защиты, что позволило в начале 1980-х разработать относительно легкие бронежилеты различной степени защиты. И хотя бронежилет и закрывал всего 25 – 30% тела человека, тем не менее он значительно повысил выживаемость человека в боевых условиях.
Бронежилет первого класса (в соответствии с ГОСТ Р50744-95) должен был обеспечить защиту от 9 мм пуль со стальным сердечником пистолета ПМ и 7,62 мм пуль со свинцовым сердечником револьвера «Наган» с дальности 5 м. Бронежилет второго класса — от 5,45 мм пуль со стальным сердечником пистолета ПСМ, 7,62 мм пуль со стальным сердечником пистолета ТТ или 9 мм пуль пистолетного патрона НАТО с этой же дальности. Для надежного поражения живых целей в таких бронежилетах требовались разработки не только новых патронов, но и оружия.
Класс защиты | Вид оружия | Наименование, индекс патрона, м/с | Характеристика пули тип сердечника / масса, г | Начальная скорость пули, м/с | Дальность стрельбы, м |
1 | Пистолет ПМ | 9 мм пистолетный патрон 57-Н-181 С | Стальной / 5,9 | 290-315 | 5 |
Револьвер Наган | 7,62 мм револьверный патрон 57-Н-122 | Свинцовый / 6,8 | 265-285 | 5 | |
2 | Пистолет ПСМ | 5,45 мм пистолетный патрон 7 Н7 | Стальной / 2,5 | 310-325 | 5 |
Пистолет ТТ | 7,62 мм пистолетный патрон 57-Н-134 С | Стальной / 5,5 | 415-445 | 5 |
Необходимо отметить, что к этому времени в мире в основном были выработаны общие требования к боевому (армейскому) пистолету. Он должен был обеспечить быстрое применение и мгновенное, с высокой степенью надежности лишение боеспособности нападающего противника.
Исходя из основного назначения, армейский пистолет должен был обладать высокими боевыми и эксплуатационными свойствами, такими как:
— высочайшая надежность функционирования, поскольку пистолет, как правило, используется в условиях непосредственного контакта с противником, когда на устранение задержек нет времени;
— минимальное время на подготовку к стрельбе, что также вытекало из условий боевого применения пистолета. И с этой точки зрения наилучшим вариантом пистолета мог стать такой образец, у которого для производства выстрела требовалось только нажать на спусковой крючок;
— безопасность обращения, что требовало надежных предохранителей;
— достаточное поражающее (пробивное и останавливающее) действие пули, которое определялось применяемым патроном;
— относительно большая емкость магазина;
— минимальное время на перезаряжание;
— удобство ношения пистолета.
В 1970 – 1980-х годах в мире боевых пистолетов появился целый ряд новых конструктивных решений в ударно-спусковых и предохранительных механизмах, направленных на снижение времени перевода пистолета в боевое положение и мгновенное открытие огня, а также обеспечение высокой степени безопасности обращения с пистолетом в боевой обстановке. Были значительно улучшены служебно-эксплуатационные характеристики пистолетов — появилось дублирование органов управления огнем (как под правую, так и под левую руку); наличие упора на спусковой скобе (для обеспечения стрельбы с двух рук); применение регулируемых мушки и целика. Новые конструктивные решения были направлены на обеспечение оптимальных эргономических параметров оружия.
В конструкциях боевого оружия начали широко применять новые материалы и технологические процессы. Все это повысило технологичность производства оружия, позволило уменьшить его массу и снизить стоимость без снижения прочностных характеристик.
В числе особых требований к армейскому пистолету стояло существенное увеличение емкости магазина (12 патронов и более), что позволило бы довести боевую скорострельность до 40 выстрелов в минуту.
Все это в конце 1980-х привело сначала к развертыванию в СССР, а затем и продолжению в России ряда программ по совершенствованию короткоствольного оружия ближнего боя.
К концу 1980-х годов отчетливо выявилось явное отставание отечественных 9 мм пистолетов Макарова (ПМ), состоявших на вооружении Советской армии и правоохранительных органов, от современных западных образцов. Подобная ситуация была обусловлена в первую очередь претензиями к невысокому останавливающему и пробивному действию пули относительно маломощных 9×18 патронов ПМ, к кучности и точности стрельбы, емкости магазина и эргономическим показателям. ПМ очень сильно проигрывал новейшим иностранным пистолетам, хотя и превосходил их по безотказности, иногда по простоте в служебном обращении и особенно по себестоимости производства. Опыт локальных военных конфликтов доказывал вновь и вновь, что пистолет по-прежнему остается одним из важнейших элементов вооружения армии.
Поэтому уже к концу 1980-х годов в Советском Союзе были проведены исследовательские работы по отработке концепции нового перспективного комплекса «боеприпас — короткоствольное оружие». На основании результатов этих исследований руководство Советских Вооруженных сил приняло решение о создании нового образца штатного личного оружия для действий в ближнем бою. В декабре 1990 года Министерство обороны СССР официально выдвинуло тему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, получившую кодовый шифр «Грач». А уже в январе 1991 года былоразработано ТТЗ на создание нового пистолета.
Штатный пистолет Российских вооруженных сил —
9 мм пистолет Ярыгина ПЯ (МР-443)
выпуска 2006 года
Перед конструкторами-оружейниками была поставлена задача разработать модульную конструкцию нового образца армейского пистолета в двух вариантах:
— первый — под штатные пистолетные патроны 9×18 ПМ (57-Н-181 С) и новый «высокоимпульсный» 9×18 ПММ (57-Н-181 СМ) с облегченной пулей измененной конфигурации (при гильзе длиной 18 мм дульная энергия этого патрона была увеличена примерно в 1,7 раза). По показателю дульной энергии этот патрон почти сравнялся со штатным пистолетным патроном НАТО;
— второй — под новый 9 мм «высокоимпульсный» патрон и под старый 7,62×25 патрон ТТ (57-Н-132 С), имеющийся в запасах армии в большом количестве.
Кроме того, планировалось, что в конкурсе примет участие оружие под разрабатывавшийся в то время принципиально новый 9 мм пистолетный патрон увеличенной мощности. Еще в начале 1991 года перед конструкторами ЦНИИТОЧМАШ по теме ОКР «Грач» была поставлена задача — разработать новый пистолетный комплекс в составе пистолета и патрона, который по своим ТТХ превосходил бы аналогичное оружие, находящееся на оснащении зарубежных армий наиболее развитых стран.
На основании предварительных расчетов было установлено, что для обеспечения необходимого поражающего (пробивного и останавливающего) действия пули оптимальный калибр нового оружия должен быть в пределах 9–11 мм. Однако переход на новый калибр повлек бы за собой переоснастку производства оружия и боеприпасов, что, в свою очередь, потребовало бы вложения дополнительных средств в перевооружение армии. По этой причине снова, как и в 1930-х, было решено создавать оружие калибра 9 мм, но уже по западным стандартам, где калибр оружия измеряется по нарезам, а не по полям, как это было принято в СССР. По заданным тактико-техническим требованиям конструктор института А.Б. Юрьев совместно с технологом Е.С. Корниловой, под руководством И.П. Касьянова приступил к разработке нового, очень мощного 9 х21 мм пистолетного патрона РГ 052 с пулей, обладающей высоким поражающим действием. Причем изначально планировалось, что в будущем этот патрон будет использоваться для стрельбы не только из перспективного пистолета, но также и из задуманного уже в то время пистолета-пулемета.
Предполагалось, что первый вариант нового армейского пистолета, рассчитанный на использование патронов ПМ и ПММ, станет основным служебным пистолетом в Вооруженных силах и органах правопорядка. А второй вариант калибра ствола был выбран в связи с тем, что пистолетный патрон ТТ, имевшийся в гигантских количествах на складах и арсеналах России, обладал хорошей баллистикой и высоким пробивным действием, и новое оружие смогло бы найти свою нишу в системе вооружения правоохранительных органов.
Конструкция перспективного пистолета должна была обеспечивать при замене минимального количества деталей, например, ствола и магазина, стрельбу всеми перечисленными типами патронов. Предполагалось, что новый пистолет должен будет обеспечить поражение противника, защищенного средствами индивидуальной защиты второго класса (противоосколочными бронежилетами типа Ж-81 и Ж-86-2) или же 10 мм войлоком и 25 мм сосновой доской, сохраняя при этом достаточное останавливающее действие на дальности до 25 м, а убойное (повреждающее) действие — до 50 м. При этом пуля нового патрона по останавливающему действию не должна уступать пуле со стальным сердечником пистолетного патрона 9×19 НАТО «Парабеллум» и пуле со свинцовым сердечником патрона.45 АСР.
9 мм пистолет ОЦ-27 «Бердыш»
с кожухом-затвором в крайнем заднем положении
Решением Военно-промышленного комитета № 91 от 29 мая 1991 года была признана актуальность работы и открыто финансирование НИОКР по теме «Грач».
К конкурсу по созданию нового пистолетного комплекса «патрон — оружие» в инициативном порядке подключился Тульский патронный завод, конструкторы которого разработали три варианта модернизированного 9 мм пистолетного патрона с пулями повышенного пробивного действия. Это также усложнило задачу конструкторам оружия: автоматика нового пистолета должна была безотказно работать при стрельбе патронами, отличающимися не только по длине, но и по импульсу отдачи как минимум на 30%.
Хотя опыт модернизации пистолета ПМ и показал, что оружие со свободным затвором и неподвижным стволом не может быть панацеей от всех проблем, все-таки ведущие специалисты тульского Центрального конструкторского бюро спортивно-охотничьего оружия (ЦКИБСОО) И.Я. Стечкин и С.А. Авраамов, в рамках ТТЗ темы «Грач», разработали модульную конструкцию пистолета ТКБ 0220 со свободным затвором, рассчитанную на использование трех типов патронов — 9×18 ПМ; 9×18 ПММ и 7,62×25.
Конструкторы Ижевского механического завода в соответствии с ТТЗ темы «Грач» разработали три варианта пистолетов 6 П35, автоматика которых работала как по принципу отдачи свободного затвора, так и по принципу использования отдачи при коротком ходе ствола, также рассчитанные на использование всех трех типов патронов.
В другом оружейном центре — Центральном научно-исследовательском институте точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ) в г. Климовске велись не менее интенсивные работы. Однако их результатом стала выработка принципиального иного подхода к решению данной проблемы. Было доказано, что все рекомендуемые заказчиком патроны, в том числе и новый патрон ПММ (по массо-габаритным размерам полностью идентичный патрону ПМ, но превышавший его по основному показателю — дульной энергии — в 1,7 раза), не полностью отвечают требованиям ТТЗ. Поэтому уже в мае 1991 года были сформулированы новые требования к армейскому пистолету и 9 х21 патрону увеличенной мощности РГ 052. Высокая пробивная способность нового патрона достигалась за счет оригинальной конструкции пули (так, для увеличения пробивного действия его пули использовалась полиэтиленовая рубашка, а стальной сердечник был оголен у вершины пули) и оптимального баллистического решения. Пуля имела очень высокую начальную скорость — 420 м/с, это обеспечивало гарантированное поражение защищенной живой силы противника на дистанции до 100 м, что практически вдвое перекрывало техническое задание ГРАУ.
К концу 1992 года изготовление опытных образцов было завершено. Отборочные конкурсные испытания опытных пистолетов, как и все последующие конкурсные испытания, проводились на научно-исследовательском испытательном полигоне «Ржевка» ГРАУ Министерства обороны с декабря 1992 по апрель 1993 года.
Ярыгин В.А.
На испытания были представлены 6 пистолетов, получившие индекс заказчика 6 П35.
В ЦНИИТОЧМАШе пистолет 6 П35 разрабатывали ведущий конструктор Петр Иванович Сердюков, его ближайшим помощником в этой работе на долгие годы стал старший инженер Игорь Владимирович Беляев. Оружейники из Климовска представили на конкурс два образца нового пистолета: один был рассчитан на использование 7,62 х25 пистолетного патрона с пулей со стальным сердечником, а второй — под новый 9×21 мм патрон РГ 052 с бронебойной пулей. Пистолеты из ЦНИИТОЧМАШа, которым заказчик присвоил индекс 6 П35, отличались друг от друга только калибром ствола, размерами патронника, магазина и внутренней полостью рукоятки, в которой размещался магазин.
Автоматика пистолета Сердюкова работала по принципу отдачи с коротким ходом ствола, а запирание канала ствола осуществлялось при движении затвора со стволом назад, вращающимся в вертикальной плоскости замыкателем, взаимодействующим с клином при выходе из пазов, обеспечивая тем самым расцепление ствола и затвора. Оригинальным решением, которое было впоследствии запатентовано, стал этот замыкатель, который является еще и ускорителем отката затвора.
К особенностям пистолета Сердюкова, относилась принципиально новая конструкция стальной рамки, которая была впрессована в пистолетную рукоятку, отформованную из литьевого высокопрочного стеклонаполненного полиамида заодно со спусковой скобой. В верхней части рамки находилась металлическая арматура для направления движения затвора и крепления в ней ряда деталей пистолета. Сверху в рамке закреплен вкладыш, служивший упором для клина при отпирании и запирании канала ствола и для направления патрона в патронник. Подобное конструктивное решение позволило не только уменьшить массу пистолета, но и снизить трудоемкость его изготовления.
Информационный портал «Охрана РОССИЯ». При использовании материала гиперссылка обязательна.1 2